10.01.2018 05:24

Социализация и трудоустройство выпускников с инвалидностью и ОВЗ в колледже

Социализация и трудоустройство выпускников с инвалидностью и лиц с ОВЗ -  вопрос, который требует особой проработки. 

Подготовка к трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ начинается с профориентационной работы с абитуриентами, социализации студентов этой категории в образовательной организации.

 

Наша задача создать равные условия для востребованности инвалидов в социально-бытовой и трудовой сферах деятельности.

Во исполнение пункта 55 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей Министерством труда России совместно с Минобрнауки России подготовлены Методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам, относящимся к категории инвалидов, включающие 7 пунктов.

        1.Нормативно правовая основа содействия трудоустройству насчитывает множество документов, начиная от Конвенции ОНН «О правах инвалидов», Федеральных законов, приказов, Межведомственных планов и т.д.  Программа развития на 2017-2020 гг БПОУ ОГКУиПТ (проект №8 «Доступное образование») реализуется, основываясь на нормативно правовой базе РФ.

2.Организация работы колледжа по содействию трудоустройству выпускников с инвалидностью реализуется через Службу содействия трудоустройству, в состав которой входятначальник отдела организации производственной практики, заведующие отделениями, кураторы выпускных групп.

Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже предполагает:

                 - проведение системной, комплексной профориентационной работы с обучающимися и абитуриентами этой категории.

-   формирование баз данных обучающихся и выпускников, относящихся к категории инвалидов и лиц с ОВЗ

-  формирование базы данных партнерских организаций, оказывающих содействие в трудоустройстве инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

3. Основные направления работы с обучающимися инвалидами по содействию трудоустройству в части системного выстраивания индивидуальной траектории карьеры и содействия трудоустройству включает работу психологического, профессионального и постдипломного сопровождения в период адаптации на предприятии. При проведении мероприятий, связанных с трудоустройством, студенты вовлекаются во все мероприятия: экскурсии на предприятия, встречи с работодателями на базе колледжа.  

 

4. Психологическое сопровождение при содействии трудоустройству выпускников образовательных организаций с инвалидностью является важным этапом в процессе трудоустройства. Необходимо морально-эмоционально поддержать в течение обучения так, чтобы инвалиды на выпуске могли свободно себя презентовать, грамотно составить резюме, пройти социальную и психологическую адаптацию. Эта кропотливая работа психолога, куратора, педагогов может стать гордостью всего колледжа. В двух компетенциях Регионального отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди людей с инвалидностью "Абилимпикс" победила (2 место) в компетенции Актерское искусство Ган Валерия, выпускник по профессии Оператор связи, участник в компетенции Фотограф-репортер - Захаров Сергей, выпускник 2013 года по специальности Информационные системы и комплексы.

5. Производственная практика и профессиональная адаптация студентов с инвалидностью.

Производственная практика – это первый этап будущего трудоустройства обучающихся, относящихся к категории инвалидов, и она требует дополнительной работы с предприятиями, а именно: проведение переговоров с руководством о готовности принять на практику инвалидов и лиц с ОВЗ. Обязателен выезд на предприятие с целью выяснения наличия специальных условий труда с учетом группы инвалидности. Обязательно сопровождение обучающегося на предприятии в течение всей практики. Не возбраняется и прохождение практики на базе колледжа инвалидами при наличии производственных помещений, мастерских, при создании специальных условий труда.  Но с целью трудоустройства и социализации необходимо организовывать практику на предприятиях и в организациях.

 

6. Организация работы органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по содействию трудоустройству выпускников инвалидов.

 

Трудоусройство выпускников-инвалидов – это совместная задача органов исполнительной власти, образовательных организаций, работодателей и инвалидов.

Большую информационную поддержку  по социализации и трудоустройству инвалидов оказывают наши социальные партнеры: Областной центр профориентаци, Государственная служба занятости населения Омской области, которые являются связующим звеном между образовательной организацией, государственными структурами и общественными объединения  при решении вопроса социализации и  трудоустройства.

     Потребность незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве и профессиональном обучении (по данным Государственной службы занятости населения Омской области) растет.  

 

     Квотирование рабочих мест для приема на работу инвалидов производится в целях предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости в соответствии с Федеральным законом, Законом Омской области, постановлением Правительство Омской области "О квотировании рабочих мест в Омской области".

        В Омской области квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, осуществляющим свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности со среднесписочной численностью работников пятьдесят и более человек

      Квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2% к среднесписочной численности работников.

    Трудоустройство инвалидов в счет установленных квот может производиться работодателем самостоятельно, либо по направлениям органов службы занятости населения в соответствии с медицинскими рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации.

Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

 

7. Организация взаимодействия выпускников с инвалидностью с потенциальными работодателями

 

      Организация работы с потенциальными работодателями предполагает ведение базы данных предприятий, готовых трудоустраивать инвалидов, а также предприятий, имеющих квоты на трудоустройство этой категории студентов.

       Министерством труда и социального развития Омской области совместно с Министерством образования Омской области создана база данных вакансий, подходящих для трудоустройства граждан, имеющих инвалидность.

 

Из данного перечня вакансий (с учетом специальностей колледжа) наиболее востребованы делопроизводители,  архивариусы, мастера по обработке цифровой информации.

           

Но при этом работодатель диктует свои условия и при трудоустройстве возникает ряд проблем:

    1. ФГОС не ограничивает при поступлении по медицинским показаниям абитуриентов с инвалидность и лиц с ОВЗ (например, по направлению радиоэлектроники) – работодатель не принимает на работу по медицинским показаниям (например, по направлению радиоэлектроники).

2. Выпускник готов работать – работодатель не готов сопровождать. Равнодушие, формализм, не желание понять проблемы инвалидов, отсутствие наставничества.

3. Трудоустраиваем особую категорию выпускников – должностную инструкцию работодатель не пересматривает с учетом возможностей молодого специалиста.

       При всем этом мы благодарны нашим социальным партнерам, трудоустроивших выпускников-инвалидов в разные периоды времени:

  • ПАО «Ростелеком»
  • Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области
  • БОУ г. Омска «СОШ № 14»
  • БПОУ ОО «Омский строительный колледж»
  • АО «ОмПО «Иртыш»
  • АО «ЭР-телеком Холдинг»
  • ФГУП «Почта России»
  • ООО «Сладуница».

 

Перечень вакансий, подходящих для трудоустройства граждан, имеющих инвалидность

Таким образом, образовательные организации среднего профессионального образования преимущественно обеспечивают реализацию права на качественное профессиональное образование для большого количества инвалидов и лиц с ОВЗ. Чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание особенности социализации,  психологической и профессиональной адаптации на этапах обучения и трудоустройства.